Акционирование «Укрзализныци» и приватизация непрофильных активов ведомства позволят повысить эффективность работы железнодорожной отрасли. Такое мнение высказал народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и связи Игорь Шкиря.
Парламентарий напомнил, что программу по приватизации железной дороги намечало еще в 2007 году правительство Виктора Януковича. Но в тот период президент Виктор Ющенко распустил парламент, и с приходом на пост премьер-министра Юлии Тимошенко программа была заморожена, падение железной дороги продолжалось, проблемы отрасли усугублялись. Сегодня тема приватизации «Укрзализныци» возобновлена.
По мнению Игоря Шкири, государство не является эффективным собственником, и проблемы, связанные с деятельностью «Укрзализныци», очередное этому подтверждение. «Частный собственник организовывает свой бизнес намного эффективнее, нежели государство. Так, рентабельность “Укрзализныци” составляет всего 1-2%, на частных магистралях зарубежных стран этот показатель достигает 20%. Есть одно “но” – “Укрзализныця” является монополистом железнодорожных перевозок, который выполняет и социальные функции, например, в вопросах перевозок пассажиров. И важно понять, не будет ли новый собственник ущемлять права пассажиров, закрывая невыгодные с его точки зрения маршруты, повышая тарифы на проезд. Но это задачи Фонда госимущества, который должен выписать условия продажи “Укрзализныци” с учетом защиты прав пассажиров и пользователей услуг грузоперевозок», – сказал народный депутат.
Также важно четко определять объекты «Укрзализныци», подлежащие приватизации. «С моей точки зрения, продавать нужно инфраструктуру, которая непосредственно не влияет на сами перевозки. Вагонные депо, дополнительные обслуживающие предприятия, вагонный парк, тепловозы, электровозы, объекты социальной инфраструктуры. При частном управлении эти направления будут использоваться эффективнее, а главное – затраты на их содержание не будут закладываться в тарифы по перевозкам. А вот сама контактная сеть и пути должны остаться в собственности государства, и за пользование ними частные железнодорожные перевозчики будут платить», – отметил Игорь Шкиря.
Парламентарий акцентировал, что продажа активов «Укрзализныци», подлежащих приватизации, должна проходить открыто, прозрачно, с привлечением не только украинских, но и иностранных инвесторов, «чтобы государство могло продать свое имущество на максимально выгодных условиях».
Напомним, 9 декабря Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект №9337 от 24.10.11 «Об особенностях образования государственного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования», предполагающий создание на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины («Укрзализныци») публичного акционерного общества. Согласно законопроекту, 100% уставного капитала акционерного общества будет находиться в государственной собственности, при этом его запрещается отчуждать, передавать в управление, залог, а также использовать для формирования уставного капитала субъектов хозяйствования. Учредителем новой компании выступит Кабинет Министров Украины, а полномочия управления будут переданы Министерству инфраструктуры Украины. Данные изменения предлагаются в рамках реформирования «Укрзализныци». 13 января 2012 года парламент отправил этот законопроект на повторное чтение.