3 февраля 2012 в Центральном Доме Ученых РАН в рамках 8-ой ежегодной конференции Вейновские чтения состоялась пресс-конференция «Офисный синдром – миф или реальность?». Впервые в нашей стране проблема заболеваний, актуальных, прежде всего для офисных сотрудников, была выделена специалистами в отдельную группу, что чрезвычайно важно в связи с неуклонным ростом рынка офисного труда.
Обычно продолжительность рабочего дня в офисе составляет 8 часов. Большую часть из этого времени работник находится в статической позе за компьютером на своем рабочем месте, которое зачастую по своим эргометрическим показателям не соответствует предполагаемым нормам. И хотя традиционно офис считается безопасным местом работы, сидячий образ жизни, стереотипность движений сотрудников и эмоциональное напряжение негативно сказываются на их здоровье. Среди болезненных состояний офисных сотрудников, которые объединяет понятие «Офисный синдром», специалисты называют следующие: болевые синдромы (в спине и шее, головные боли напряжения, синдром «компьютерной мыши» (туннельный синдром)) , синдром «сухого глаза». Кроме того, у офисных работников высок риск возникновения сердечно – сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также расстройство эмоциональной сферы.
Наиболее частыми проявлениями «Офисного синдрома» являются мышечно-скелетные боли, и в настоящий момент появляется все больше данных о том, что их возникновение у офисных работников ассоциированы с факторами риска рабочей среды.
«В течение одного года разные мышечно-скелетные боли появляются почти у 40% офисных работников, – говорит Андрей Данилов, д.м.н, профессор кафедры нервных болезней факультета последипломного профессионального обучения Московской Медицинской Академии им. И.М. Сеченова, - Боль в нижней части спины является наиболее распространенной причиной нетрудоспособности, связанной с условиями работы у людей в возрасте до 45 лет и самой «дорогой» причиной, учитывая «рабочую компенсацию» и медицинские расходы. Недавно проведенный опрос среди 220 (120 анкет и 100 интернет – опросов) врачей неврологов поликлиник Москвы показал, что около 70% лиц обратившихся с жалобами на боли в спине составляют офисные работники люди в возрасте от 35 до 50 лет».
По словам профессора Данилова, причинами возникновения болей в основном являются мышечные спазмы, а предикторами заболевания - патология позвоночника и суставов. В 2008 году в Москве данная группа заболеваний явилась причиной почти 380 тыс. дней временной нетрудоспособности. За период с 1991 по 2008 г распространенность болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в Москве увеличилась в 1,4 раза и составила более 2000 случаев на 100 000 взрослого населения.
В других странах похожая ситуация. В частности, боль в нижней части спины является пятой по распространенности причиной для обращения к врачу в США. Экономические и финансовые потери, связанные с диагностикой и лечением этой группы заболеваний, а так же потери, связанные с утратой трудоспособности у таких пациентов огромны. Так, в США общая годовая «стоимость» боли в нижней части спины превышает $100 млрд. В нашей стране подобные подсчеты не проводились, также нет четкой статистики по количеству офисных служащих. Однако, если обратиться к данным Росстата о среднегодовой численности работников по видам экономической деятельности, можно предположить, что в категории «белых воротничков» можно отнести более 30 млн. россиян.
«Точных статистических данных о численности офисных сотрудников в России нет, - подтверждает Ирина Ольховенко, директор компании "АНКОР Медицина и фармация", являющейся подразделением холдинга АНКОР - крупнейшей кадровой компании России и ряда стран СНГ. – Само понятие «офисные работники» появилось в России в начале 90-х годов прошлого века, когда осуществлялся переход от плановой экономики к рыночной. Согласно нашим подсчетам, их количество в целом по стране сейчас составляет около 35 млн человек, и эта цифра ежегодно растет. В среднем смена места работы у офисных служащих происходит раз в 3-5 лет. При этом основным критерием выбора нового места является возможность карьерного роста, на втором месте – компенсационный пакет. На условия труда и эргономику рабочего места потенциальные сотрудники обращают гораздо меньшее внимание.
Эксперт отмечает, что в последнее время офисные служащие все больше уделяют внимание принципу «work and life balance». Многие сотрудники после «сидячей» работы в офисе стараются посещать фитнес клубы, занимаются активными видами спорта и т.д. При этом современные и «продвинутые» компании приветствуют подобный подход своих сотрудников, они сами организуют «дни здоровья», поездки на природу, активные мероприятия, материально поощряют отказ от курения. Все это положительно сказывается на лояльности сотрудников и эффективности их работы.
Эти меры важны, так как, по словам специалистов, на возникновение и развитие «Офисного синдрома» оказывают влияние и психологические факторы, связанные с работой: высокий уровень стресса, большой объем работы, неудовлетворенность работой, низкий уровень поддержки от коллег или руководителей.
По словам профессора Дины Меркуловой, главного невролога Департамента здравоохранения ОАО «РЖД», заведующей лабораторией клинической патологии мотонейрона НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН, отдельное внимание стоит обратить на важность профилактики и необходимость предотвращения хронизации боли, возникающей из-за мышечных спазмов : «Если спазм мышц сохраняется длительное время, то болевой импульс начинает формировать очаг хронической боли в головном мозгу. Эту боль уже невозможно купировать простыми анальгетиками. Поэтому при лечении важно одновременно устранить мышечный спазм и боль и предотвратить хронизацию боли. В целях профилактики необходимо избегать длительного статического положения тела в неудобной позе, при работе за компьютером стараться держать спину прямо, желательно иметь кресло с подголовником. Время от времени делать небольшую разминку, массировать руками мышцы шеи».
За более подробной информацией обращайтесь: Наталья Прусова, PRESSTO Public Communications. Тел.: 8 (926) 115-24-54; E-mail: [email protected]