Сегодня ОАО «НЛМК» является мощным современным предприятием, ориентированным на выпуск листовой металлопродукции широкого сортамента, высокоразвитым производством, объединившим в единое целое новейшие металлургические агрегаты, управляющие системы и людей — свой самый главный стратегический ресурс.
Руководство ОАО «НЛМК» уделяет огромнейшее внимание подготовке высококвалифицированного персонала. Обучение или повышение квалификации проходит каждый третий работник предприятия, поэтому ОАО «НЛМК» с полным правом можно назвать обучающейся компанией.
Создание образовательной системы профессиональной подготовки кадров на комбинате началось еще при создании завода. В 1931 году прямо на строительной площадке был образован учебный комбинат, где малограмотных крестьян обучали строительным и металлургическим профессиям. И уже к 1943 году (пуск завода) было подготовлено 460 мастеров, техников и рабочих — металлургов. 1522 человека было обучено в кружках техникума и на различных курсах. Решения многих проблем обучения было возложено на входившие в состав учебного комбината школу ФЗО, стахановские курсы, курсы техминимума.
С годами менялись формы и методы обучения, профессиональной подготовки кадров металлургов. Из года в год увеличивалось число тех, кто садился за парты.
На сегодняшний день обучение специалистов проводится на современной научно-материальной базе ОАО «НЛМК» — в Центре корпоративного обучения, в учебном цехе и в структурных подразделениях комбината, в научно-технической библиотеке и музее ОАО «НЛМК». Общий аудиторный фонд составляет около 60 учебных кабинетов и специализированных классов на 1000 посадочных мест.
На занятиях применяются курсовая или индивидуальная формы обучения, традиционные и инновационные педагогические технологии. Назначение руководителей любого уровня производится после их обучения и обязательного прохождения стажировки.
Можно выделить следующие направления профессионального обучения:
? обучение рабочих в рамках программы адаптации и первоначальной профессиональной подготовки;
? обучение рабочих на вторые (смежные) профессии;
? повышение квалификации работников комбината по всем направлениям профессиональной деятельности;
? обучение кадрового резерва;
? обучение внештатных преподавателей и инструкторов производственного обучения;
? обучение наставников.
Обучение ведут штатные и внештатные преподаватели, а также мастера и инструкторы производственного обучения из числа высококвалифицированных специалистов комбината, сторонних организаций и учебных заведений России.
Одним из направлений в обеспечении качественного обучения специалистов является использование мультимедийных обучающих систем, которые обеспечивают качественную подготовку кадров по всем направлениям профессионального обучения. Системы позволяют самостоятельно или используя помощь педагогов:
? изучить конструкцию узлов и агрегатов оборудования на основе трехмерных моделей;
? изучить принципы работы реальной АСУ ТП и локальных пультов управления, научиться правильно управлять оборудованием;
? научиться проводить технологический процесс в соответствии с заданными параметрами, а также получать качественную продукцию;
? изучить действия по устранению различных аварийных ситуаций, а также довести их до автоматизма;
? изучить теоретические аспекты деятельности (нормативы, требования, технологические и должностные указания и т.д.).
В статье были использованы материалы, предоставленные специалистами ОАО «НЛМК», а также информация с официального сайта.