Одним из немногих показателей, свидетельствующих о динамичном развитии современной Украины, является стремительный выход украинского населения в Интернет. Сегодня активными пользователями всемирной паутины являются почти 17 млн. взрослого населения страны. По темпам освоения глобального виртуального пространства Украина входит в первую десятку стран мира, занимая 9 место и демонстрируя при этом один из самых высоких показателей роста. За последние три года количество пользователей, возраст которых превышает 50 лет, выросло почти втрое, причем этот показатель включает жителей не только мегаполисов, но и небольших городов и сел. Интересно, что около 12% украинцев не имеют дома телевизора, но при этом имеют доступ к Интернету. Тот факт, что 90% граждан, пользующихся всемирной паутиной (а это почти каждый третий украинец), регулярно посещают социальные сети, дает серьезные основания для предположения о назревающей уже в ближайшем будущем Интернет-революции.
Стремительно растут и связанные с Интернетом коммерческие рынки. Так, в 2011 году через Интернет-магазины было приобретено товаров на 20 млрд. грн. (2,5 млрд. долл.).(1)
Анализируя динамичные темпы освоения украинцами Интернета, нельзя умолчать и о влиянии Сети на украинскую политическую сферу. Сегодня именно Интернет становится одной из базовых коммуникационных площадок, посредством которой политики и партии "охотятся" на избирателей, предлагая свои идеи, концепции и отправляя потенциальным избирателям соответствующие месседжи. Недаром большое количество известных политиков в Украине, и в частности около 10% народных депутатов, сегодня имеют собственные страницы на Facebook или осваивают каналы коммуникации через Twitter.
Одним из перспективных направлений конструктивного использования Интернет-коммуникации в сфере публичной политики может стать так называемая «прямая электронная демократия». Так, с апреля этого года в ЕС вступила в силу Европейская гражданская инициатива, предусматривающая обязательное рассмотрение определенного вопроса в Европарламенте, если этот вопрос наберет 1 млн. подписей граждан из четверти стран-участниц Евросоюза. В России новоизбранный президент В.Путин предложил еще более простую схему: 100 тыс. подписей граждан гарантируют рассмотрение вопроса в Госдуме.(2) В Украине процессы развития новых инициатив в области прямой электронной демократии также набирают обороты.
2012 дает основания для анализа еще одной тенденции – в этом году имели место первые резонансные столкновения власти с Интернет-сообществом, активно противостоящим попыткам установления контроля над Сетью со стороны государственных институтов.
Первый в этом ряду и наиболее заметный пример – изъятие серверов файлообменника «Ex.ua», совершенное под предлогом борьбы с электронным пиратством. Заблокировав работу этого Интернет-ресурса, власть лишила миллионы украинцев возможности пользоваться любимыми видео, музыкой и играми, за что получила адекватный ответ в виде атак на сайты Министерства внутренних дел, Кабинета Министров и Президента Украины. Пользователей Интернета и хакеров поддержала даже знаменитая сетевая группа Anonymous, заявившая о разворачивании войны против украинской власти в случае усиления цензуры в Интернете.(3)
Показательно, что к решению первого информационного конфликта власти и Интернет-сообщества подключился сын Президента и народный депутат В.Янукович-младший, который поспособствовал созданию рабочей группы по защите прав Интернет-пользователей.(4) Впрочем, следует признать, что в целом первый бой в Интернет-пространстве выиграла власть, так как серверы «EX.ua» полностью не вернули в активное пользование до сих пор.
Второе столкновение между властью и Интернет-активистами произошло на почве деятельности Интернет-издания «Дорожный контроль», регулярно публикующего информацию о незаконной деятельности представителей ГАИ. Так, в феврале этого года по судебному иску одного из автоинспекторов за якобы оскорбление его чести и достоинства в публикации «Дорожного контроля» работа Интернет-ресурса была временно заблокирована. Этот случай стал первым, когда решением суда была приостановлена ??работа всего сайта. Благодаря активному вмешательству общественности и отдельных юристов «Дорожный контроль» вскоре возобновил свою работу. Впрочем, судья, которая превысила полномочия, давая разрешение на блокировку сайта, наказана не была, а вот соучредитель «Дорожного контроля» Р.Шапошников был вскоре похищен неизвестными лицами и сильно избит. Впоследствии злоумышленники анонимно сообщили, что акт насилия был заказным.(5)
Таким образом, второй раунд противостояния, по большому счету, также выиграла власть, которая усилиями правоохранительных структур и жесткими административными методами пытается усилить контроль над Интернетом. Впрочем, украинское Интернет-сообщество получило опыт, осознало намерения власти и стратегию его действий, а значит, будет нарабатывать более эффективные и совершенные методы самозащиты.
Важным в этом контексте является то, что на сегодняшний день власть не демонстрирует искреннего намерения вести с Интернет-сообществом конструктивный диалог, а значит, следует ожидать новых, еще более ожесточенных столкновений в Сети. Одной из причин нового витка противостояния может стать тема защиты исторической части Киева, в частности Андреевского спуска, от разрушения олигархами и местными чиновниками. Спрогнозировать, кто победит в этом раунде противостояния, будет уже не так просто.
(1) http://blogs.pravda.com.ua/authors/savanevsky/4f7d405beca03/
(2) https://peoplefirst.org.ua/uk/articles/politics-as-an-internet-hostage
(3) http://ru.tsn.ua/politika/anonymous-ugrozhaet-natravit-na-sayty-ukrainskih-vlastey-vseh-hakerov-v-mire.html
(4) http://www.pravda.com.ua/news/2012/03/1/6959813/
(5) http://news.bigmir.net/capital/546944-Soychreditel-izdaniya-Dorojnii-kontrol-dal-pervoe-intervu-posle-napadeniya
Комментарий Фонда "Сначала Люди": Независимо от того, нравится это политикам и правительствам или нет, существование Интернета – это объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Вполне вероятно, что Интернет – мощный источник информации, где контроль содержания невозможен в принципе. Можно делать только отдельные попытки. Например, можно выделить порнографию в отдельный домен, можно блокировать конкретные сайты или отслеживать контент по ключевым словам, но победить Интернет, подвергнув его тотальному контролю, невозможно.
Попытки «наложить лапу» на Интернет, конечно же, предпринимались, и неоднократно. Американское правительство под лозунгом борьбы с терроризмом за последние годы минимум трижды пыталось принять законодательство, позволяющее определенным государственным департаментам и компаниям из согласованного перечня шпионить за Интернет-пользователями. В каждом из случаев предложения были отклонены из-за яростного сопротивления общественности. Понятно, что ни один вменяемый политик не станет голосовать против петиции, под которой стоит несколько миллионов подписей его потенциальных избирателей.
В наших "широтах" спецслужбы не переживают по поводу таких «условностей», как законодательное разрешение на слежку за Интернет-контентом, – они просто слушают, смотрят и читают все, что оказывается в Интернете, особенно если авторы осмеливаются на публичное и активное несогласие с "генеральной линией власти".
Впрочем, СБУ, ФСБ или ЦРУ не одиноки в своем нелегком труде, – практически каждая секретная служба в мире «смотрит, слушает и читает», причем в таких масштабах, что эта деятельность уже превратилась в самостоятельную отрасль, в которой задействованы тысячи людей. Скажем, в Великобритании Центр правительственной связи в Челтнеме контролирует каждый международный телефонный звонок и каждое сообщение электронной почты, пересекающее государственную границу. Сначала в этой организации трудилось несколько сотен человек, а сегодня на Центр правительственной связи работает более 10 тыс. сотрудников, контролирующих электронный трафик.
В XXI веке кибер-преступность стала главным способом реализации финансовых преступлений. Сегодня уже нет нужды грабить банки ради налички, – посредством Интернета кибер-преступники извлекают из банковских касс и частных карманов виртуальные миллионы. Международные банковские сети вынуждены тратить на борьбу с такими кражами миллиарды долларов.
Кибер-войны – это войны будущего, ведь оружие и системы охраны с каждым годом становятся все более роботизированными. Соответственно, все более актуальной проблемой становится необходимость защищать электронную инфраструктуру государства. Поговаривают, что русские и китайцы уже проверили свои возможности в ведении кибер-войн, совершив ряд точечных нападений на соседние страны, в результате чего там "легли" целые системы...
Все финансовые системы так или иначе используют Интернет, поэтому прекратить или замедлить его работу без серьезного ущерба для экономической инфраструктуры государства очень сложно. Для политиков эта дилемма становится все большей головной болью. Им бы очень хотелось отключить Интернет, чтобы общество не могло воспользоваться этим мощнейшим инструментом как средством коммуникации, но они не могут этого сделать, так как сами не способны без него обходиться.
На самом же деле у политиков есть возможность совладать с "проблемой Интернета" – им просто следует использовать его силу для сближения с обществом. Президент США Б.Обама ежедневно пишет в своем блоге о работе в Белом доме. Немало других руководителей западных государств делают в своих странах то же самое. Этому же примеру последовал и их российский коллега. Политтехнологи по всему миру разрабатывают для Интернета целые политические кампании, и искусство Twitter пришлось освоить даже самым консервативным из государственных деятелей.
Интернет – это инструмент нового поколения политиков и общественных активистов, у которых не остается иного выбора, кроме как работать на благо своего государства. При этом не все люди старшего возраста консервативны по духу. За прошлый год количество пользователей интернет возрастом от 55 до 65 лет выросла больше, чем на 300%. Но а "опытную политическую гвардию", которая привыкла все контролировать, Интернет раздражает, как и все новое и прогрессивное. Но их время с каждым днем ??истекает, и с этим, к счастью, ничего не поделаешь.
Цитата недели:
Сегодня все любят поговорить о демократии. Я этого не понимаю. Я считаю, что демократия – это не праздничный костюм, который надевают только на парады. Это – жизнь, которую ведет порядочный человек. Это то, ради чего стоит жить и умереть.
Далтон Трамбо
Американский сценарист и писатель