Для современного бизнесмена, рискующего собственным капиталом, умение предвидеть экономическую конъюнктуру и направление научно-технического прогресса становится жизненно важным качеством – иначе уцелеть в современной гонке технологий просто невозможно. И успешность предпринимателя – неоспоримое свидетельство его способности смотреть как минимум на шаг вперёд.
Однако даже очень удачливые «капитаны бизнеса», как и все люди, склонны ошибаться. Именно поэтому в точном прогнозировании направлений научно-технического прогресса заинтересованы все. Здесь важно не только чутьё бизнесмена, принимающего решение о поддержке инновационного проекта, и опыт специалистов, но и некая более объективная информация.
В условиях постоянного экономического соревнования на глобальном уровне государство должно поддерживать развитие таких технологических направлений, которые сулят наибольшую выгоду.
В этом же нуждается и государство, ведь в условиях постоянного экономического соревнования на глобальном уровне оно должно поддерживать развитие таких технологических направлений, которые сулят наибольшую выгоду. Такое предвидение помогает заблаговременно решить целый ряд проблем социального характера, национальной безопасности и многих других. Иначе говоря, оно позволяет не прокладывать раз за разом в каждый дом сначала телефонный кабель, затем кабельное телевидение, потом – оптоволоконную сеть. А сразу сосредоточиться на строительстве единой сети, способной с меньшими затратами обеспечить все необходимые услуги. Благодаря такому прогнозу и инвестициям можно быстро обеспечить и оптимизировать массу образовательных, медицинских и других важнейших государственных программ.
Польза от такого научного подхода уже осознана и бизнесом, и госструктурами. Разработаны соответствующие методики, суть которых состоит в привлечении самого широкого круга экспертов и проведении многоэтапной процедуры выработки ими согласованного мнения о перспективах научно-технического прогресса и вложений в те или иные отрасли экономики.
В России таким прогнозированием занимаются эксперты проекта «Российский IT-Foresight», созданного ещё в 2005 году при поддержке Министерства информационных технологий и связи РФ. Специалисты сосредоточились в первую очередь на вложениях в развитие информационных и компьютерно-коммуникационных технологий – и не ошиблись.
По плану к 2015 году в развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники должно быть вложено 187 миллиардов рублей, уже сейчас рост отрасли идёт быстрыми темпами – в некоторые годы достигает 30 процентов. Причём это не только правительственная инициатива – российский бизнес сегодня вкладывается в технологии крайне активно.
Инвестиционную составляющую высокотехнологичной отрасли можно разделить на два направления. Программное направление – это компании, занимающиеся разработкой программных продуктов, и аппаратное направление – компании, занимающиеся производством «железа».
На российском рынке представлены несколько компаний, занятых созданием программных продуктов. Одна из крупнейших фирм – отечественная «РОСА». Она занимается разработкой операционных систем и соответствующего программного обеспечения на основе Linux.
– Наиболее распространённая сегодня операционная система – Microsoft, – комментирует бизнесмен и бывший министр связи РФ Леонид Рейман. – Чтобы пользоваться этой системой, среднестатистический потребитель тратит на лицензии 800–900 долларов в год в зависимости от того, какими программами он пользуется. Это закрытые защищённые программы. Иными словами, вносить изменения в их код могут только специалисты Microsoft. Ядро программ – закрытое. С другой стороны, программные продукты на основе открытых кодов позволяют существенно сэкономить средства – примерно в 10 раз в год для всех потребителей. Поскольку сама система на открытых кодах бесплатная, тратить приходится только на поддержку. Да и сами продукты бесплатно создаются Linux-сообществами, заинтересованными в продвижении. Эта сеть действует по всему миру, а сами программы выкладываются в Интернете в открытом доступе – к примеру, на сайте Mandriva. Любой желающий может просто скачать нужную программу и работать с ней.
Системы с открытым кодом не только дешевле, но и надёжнее для решения государственных задач: в них нет закрытых от программистов участков, и они независимы от иностранных правообладателей. И если сейчас в основном используются Microsoft и Apple, уже скоро, по прогнозам экспертов, свою долю рынка в России займёт и Linux. Если сейчас люди переходят с Microsoft на Android, просто покупая новый телефон, то по мере развития систем с открытым кодом также будут пользоваться Linux и Национальной программной платформой.
Второе направление – аппаратное. Это компании, создающие «железо». Одно из старейших отечественных предприятий – НПО «Ангстрем», созданное в 1963 году для выпуска сложнейших систем микроэлектроники. В последние годы «Ангстрем» получил мощное развитие благодаря инвестициям в производство и оптимальному управлению опытной командой менеджеров под руководством Леонида Реймана, прекрасно знающего свою отрасль. Сегодня «Ангстрем» – это больше 1000 высококлассных творческих специалистов. Сам Рейман считает развитие предприятия важнейшим для страны. Проведя десять лет на госслужбе, он уже не рассматривает своего возвращения в коридоры власти, а полностью сосредоточился на инвестициях в перспективные высокотехнологичные отрасли.
В начале года в «Ангстреме» в связи с визитом заместителя Председателя Правительства Дмитрия Рогозина и министра обороны Анатолия Сердюкова была проведена презентация цифровой радиостанции шестого поколения «Азарт». Разработка комплекса была выполнена по поручению Президента и по заказу Министерства обороны. Она способна конкурировать с самыми передовыми зарубежными разработками и в то же время может поддерживать связь с радиостанциями, уже работающими в войсках.
– Сегодня компонентная база, включая критически важные микросхемы, покупается за рубежом, – говорит Леонид Рейман. – Это создаёт зависимость для нашей страны от зарубежных поставщиков. Во многих странах правительства напрямую запрещают поставки за границу высокотехнологичных продуктов. И Китай нам поставляет далеко не всё, что мы хотим, – например, некоторые микросхемы, – потому что правообладатели на эти схемы американские. То же касается Европы. Поэтому нам важно развивать собственную электронную промышленность. Разумеется, задачи отказаться от зарубежных поставок комплектующих нет, но надо наладить собственное производство. Специалистов высокого уровня в России достаточно, и, если создать для них нормальные условия работы, они будут трудиться на отечественных предприятиях.