В соответствии с оригинальной концепции маркетинга, последний метр ткани банкротного предприятия станет поистине золотым, а бывшие работники этого предприятия смогут заработать на его истории больше, чем за всю свою трудовую карьеру.
Данный уникальный проект, посвященный промышленной истории, стартовал в эстонском городе Нарва. Группа местных энтузиастов приобрела последние метры ткани обанкротившегося известного европейского текстильного предприятия «Кренгольмская мануфактура» и выпустила из нее книгу “The Last Meters of Krenholm” («Последние метры Кренгольма»), повествующую об истории этого предприятия.
Один квадратный метр ткани – одна книга. Всего было приобретено 1000 метров ткани. Авторы идеи, говорят о великом историческом наследии, которое оставила «Кренгольмская мануфактура» и, исходят из того, что с каждым проданным метром ценность уникальных остатков ткани возрастает. Стартовая цена книги 320 евро, каждый последующий экземпляр (метр) возрастает на 2 евро. Таким образом стоимость самого последнего метра ткани «Кренгольмской мануфактуры» составит 2 318 евро, а общая сумма дохода составит 1,3 млн евро. Если концепция авторов сработает, то проект установит абсолютный рекорд в истории мирового текстиля – купленная за 700 евро партия ткани, возрастет в цене в готовом изделии (без ювелирных украшений) более чем в 1800 раз.
Однако авторы проекта говорят, что прибыль не самое главное. Прежде всего, ими двигало желание увековечить память легендарного текстильного предприятия, которому недавно исполнилось 155 лет, и предоставить бывшим сотрудникам “Кренгольмской мануфактуры”, оставшимся без работы, возможность дополнительного заработка. К каждой книге будет прикладываться приветственное обращение одного из работников, за которое ему выплачивается вознаграждение. Система вознаграждения такова, что при определенных условиях бывший работник «Кренгольмской мануфактуры» сможет заработать на приветственных обращениях больше, чем за всю свою карьеру работы на предприятии. В некотором смысле, проект восстанавливает историческую справедливость, поскольку позволяет получить свою ренту от промышленного исторического наследия Нарвы бывшим работникам «Кренгольмской мануфактуры». Их оплата труда в бытности на предприятии была крайне низкой и в среднем составляла всего 320 евро в месяц – столько же, сколько стоит стартовый экземпляр книги “The Last Meters of Krenholm”.
Напомним, что «Кренгольмская мануфактура» была основана немецким предпринимателем Людвигом Кнопом в 1857г. и долгие годы была флагманом европейской и мировой текстильной индустрии. Наибольшего рассвета предприятие достигло в 1912г. и в 1970-80-х годах, когда на его нескольких, компактно расположенных фабриках, трудилось более 10 000 работников. В 1996г. Эстония приватизировала огромные фабрики «Кренгольмской мануфактуры» шведской фирме Boras Wafveri AB всего за 17,6 млн. евро. Однако, шведы не смогли воспользоваться благоприятной ситуацией и, не выдержав конкуренции с китайскими производителями, через 9 лет привели «Кренгольмскую мануфактуру» к банкротству. Перед банкротством собственники вывели из предприятия в свое частное владение недвижимость, имеющую высокую историческую ценность.
Более подробно история Кренгольма изложена на сайте проекта www.lastmeters.com. Из нее можно узнать удивительные для настоящего времени вещи: 150 лет назад Америка была поставщиком сырья, немцы были гастрабайтерами и трудились в Восточной Европе, в Китай экспортировался текстиль, а самое передовое промышленное предприятие мира располагалось в Эстонии. На этом же сайте можно купить саму книгу «Последние метры Кренгольма», которая является настоящим шедевром промышленного наследия. При ее изготовлении использовались кроме ткани, еще кожа, дерево и даже кирпич. Последние два материала частично являются остатками сносимых строений Кренгольма. Книгу изготавливали лучшие эстонские мастера, которые использовали оригинальные методы обработки материала и создали уникальную конструкцию книги.
В будущем авторы проекта планируют расширить список «последних легендарных вещей». К ним уже в ближайшее время могут быть отнесены такие известные брэнды как: Nokia, American Apparel и Saab, которые по мнению авторитетного американского издания 247walt.com являются уходящими брэндами.