Удаленная работа стала привычным делом для многих компаний. Ныне каждый пятый сотрудник в мире работает удаленно на постоянной основе. Согласно исследованию под названием Telework 2011, в США на дому постоянно работает уже более 26 млн человек. И даже те, кто бОльшую часть времени проводит в офисе, зачастую проверяют почту и выполняют различные задачи из дома, а 80% всех сотрудников доделывают работу дома по вечерам или в выходные дни.
Руководство компаний все чаще позволяет своим подчиненным работать на дому. Стоимость аренды офисных помещений растет, сотрудники устают от длительных поездок на работу и обратно, обостряется конкуренция между работодателями за привлечение ценных кадров. В этих условиях компании охотно предоставляют возможность работать удаленно: это помогает создавать благоприятные условия труда и сокращать затраты.
«Поначалу удаленная работа представляла собой революцию снизу, но работодатели быстро смекнули, что это экономит средства и позволяет удерживать ценных сотрудников», — говорит Томас Вандер Уол (Thomas Vander Wal), старший консультант и директор исследовательской компании InfoCloud Solutions.
Первыми методы удаленной работы стали внедрять высокотехнологичные компании. Пионером в этом деле, по словам Вандер Уола, была Sun Microsystems. Затем удаленная работа получила широкое распространение во всех отраслях и даже государственных учреждениях[1]. Недавно целый ряд правительственных ведомств в Вашингтоне разрешил своим сотрудникам работать на дому два-три раза в неделю[2]. Вскоре обнаружилось, что производительность таких служащих повысилась, их настроение заметно улучшилось, и они стали дольше работать, что побудило десятки других госучреждений последовать этому примеру.
Но массовый переход сотрудников на удаленную работу создает и и проблемы: работодателям приходится обеспечивать эффективное взаимодействие работающих в таком режиме коллективов. В связи с этим, помимо «классических» инструментов совместной работы вроде электронной почты, VPN и онлайн-совещаний (например, с использованием сервиса веб-конференций WebEx), компании экспериментируют и с социальными корпоративными инструментами, используя функции социальных сетей, чтобы обеспечить свободное применение методов совместной работы. По подсчетам Вандер Уола, на рынке имеется более 80 подобных приложений.
«В начале 2000-х большие корпоративные системы вроде ERP и CRM получили веб-интерфейс, — напоминает Вандер Уол. — Это позволило удаленным сотрудникам подключаться по VPN, входить в Интранет своей компании и использовать нужные им приложения». Вместе с тем для совместной работы над проектами и обмена документами большинство сотрудников использовали — и до сих пор используют — лишь электронную почту. Предназначение же корпоративных социальных сетей — заменить разговоры в офисных коридорах и кухнях, дав всем сотрудникам возможность общаться в сети, не выходя из дома. Создание виртуальной среды общения по интересам выглядит идеальным средством объединения удаленных сотрудников, но в реальности многие из них редко применяют такие сервисы либо используют только специализированные приложения — например, Confluence для групп разработчиков или чат Salesforce.com для отделов продаж.
Но независимо от того, применяют ли разные группы работников специализированные приложения или вся компания использует единую социальную корпоративную сеть вроде Yammer и Jive, цель одна: наладить взаимодействие. «Социальные инструменты совместной работы не только позволяют удаленным сотрудникам общаться в реальном времени, но и сохраняют всю историю такого общения, — говорит Вандер Уол. — А значит, любой сотрудник, находясь как в офисе, так и за тысячи километров от него, может в любой момент прибегнуть к помощи таких инструментов, чтобы быть в курсе происходящего».
*****
К вышеизложенному уместно добавить, что весной 2012 года журнал Fortune опубликовал список 100 лучших компаний мира, и оказалось, что 85 из них используют методы надомной работы. На первое место в этой категории Fortune поставил компанию Cisco: 90 процентов ее сотрудников регулярно работают на дому.
Рекомендуем также статьи «Домашние устройства на работе: новый взгляд на рабочее место» (http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/090612.html) и «Мэр Лондона не прав, критикуя надомных работников» — http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/073012c.html.
[1] Автор имеет в виду США.
[2] В 2010 году президент США Барак Обама подписал закон об удаленной работе, разрешающий госслужащим работать дома. Подхватив эту инициативу, правительство Австралии поставило задачу удвоить число удаленных работников к 2020 году (подробнее об этом – на странице http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/081312b.html).