Автомобиль – это транспортное средство с большим количеством сложных механизмов и мелких элементов. В процессе эксплуатации автомобиля они изнашиваются, ломаются, мелкие элементы теряются. В конечном итоге автомобиль ломается, и его ставят на ремонт. Во время ремонта производится установка новых запасных частей, и автомобиль продолжает работать. Пока на предприятии 1-2 автомобиля, то в ведении учета ремонтов нет никакой необходимости. Достаточно контролировать выдачу запасных частей на уровне бухгалтерского учета. Но с увеличением парка и возрастом автомобилей количество ремонтов и оборот запасных частей увеличивается. Начинают проявляться недостатки учета ремонтов только по бухгалтерским данным:
- возрастает время проведения ремонтов;
- повышаются затраты на приобретение запасных частей;
- снижается эффективность использования автомобилей.
Без изменения подхода к учету ремонтов и организации строгого контроля над оборотом запасных частей, глубокого анализа причин поломок автомобилей исправить ситуацию очень непросто. Но какой подход выбрать? Как организовать работу ремонтных служб? Как вести учет ремонтов? С чего начать? Подобные вопросы нам задают периодически. В данной статье мы постараемся раскрыть эти вопросы.
В отличие от регламентации работы диспетчерской службы, которая, в основном, стандартизирована законодательными нормативно-правовыми актами, работа ремонтных служб не стандартизирована. Поэтому каждое предприятие само определяет для себя методику ведения учета, список обязательных документов, отчетов. Чаще всего учет ремонтов сводится к решению следующих задач:
- формирование и контроль исполнения графиков ТО;
- учет полученных запасных частей в разрезе автомобилей;
- учет времени нахождения водителя на ремонте;
- контроль пробега шин.
Подобный учет позволяет решать задачи бухгалтерии, но не ремонтных служб. И это главная проблема таких решений.
На наш взгляд, учет ремонтов, предназначенный для ремонтных служб, должен решать следующие задачи:
- формирование и исполнения графиков ТО;
- анализ неисправностей автомобилей;
- учет общего времени простоя автомобиля;
- учет фактического времени ремонта автомобиля;
- контроль наработки часов оборудованием, установленным на автомобиле;
- контроль пробега/наработки часов запчастей с момента установки до момента установки новой запчасти;
- анализ причин преждевременного списания шин;
- анализ причин преждевременного выхода из строя АКБ;
- формирование обязательных бухгалтерских документов (акты списания, дефектные ведомости и т.д.);
- расчет коэффициента технической готовности парка.
Для организации учета ремонтов в первую очередь необходимо разработать внутренний нормативный документ (Регламент, Положение и т.д.), в котором должны быть описаны:
- правила ведения учета ремонтов;
- действия ответственных лиц при поломке (сходе) автомобиля, находящегося в рейсе;
- формы документов (ремонтный лист, акты, справки и т.д.), которые выписываются при проведении ремонтов, а также правила их заполнения;
- сроки предоставления отчетов.
На все ремонты транспорта, в том числе и проведение ТО, необходимо выписывать ремонтный лист, в котором обязательно должны быть указаны:
- дата и время выписки ремонтного листа;
- автомобиль;
- неисправность, из-за которой сломался автомобиль или тип ТО;
- дата и время начала ремонтных работ;
- дата и время окончания ремонтных работ;
- выполненные работы;
- установленные запасные части и материалы;
- дата и время закрытия ремонтного листа;
На основании данной информации можно определить:
- отношение между общим временем простоя автомобиля и временем ремонта;
- причины вынужденных простоев;
- среднюю наработку (пробег или часы) запчастей как на конкретном автомобиле, так и по предприятию в целом.
Модуль «Ремонты» системы SIKE.Autopark, предназначен для комплексной автоматизации учета ремонтов на предприятии. В модуле «Ремонты» реализовано более 10-ти различных процессов ведения учета ремонтов на предприятии, что позволяет эффективно использовать его в организациях различных сфер деятельности (транспортных услуг, муниципальные предприятия, предприятия нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленности) и решать задачи ремонтных служб.