Парламентские выборы, как и любое масштабное политическое действо, замечательны тем, что за шумом и гамом бывает трудно уловить смысл того, что происходит. Если спросить среднестатистического избирателя, с чем мы имеем дело, он, скорее всего, скажет, что «наши» борются с властью. Понятно, что «наши» сильно различаются, в зависимости от симпатий, но это уже дело десятое.
Однако, если постараться отвлечься от эмоций, то мы увидим несколько иную картину. И на ней изображена не столько победа над властью, сколько будущие президентские выборы. Политическая риторика интересна тем, что она очень часто, что называется, «мимо воли» показывает реальную картину намерений и целей, тех, кто ее использует.
К примеру, оппозиция говорит о «победе». Но арифметика против. Смотрите сами. Если сложить количество депутатских мест «Батькивщины», «Удара» и «Свободы», то есть 101+40+37 то выйдет цифра 178. Даже если добавить коммунистов (а мы ведь знаем, что это неправильно), то не-регионов будет 210. Конечно, этих «оппозиционных» 210 больше, чем 185 регионалов, но это же не победа, не большинство, которое составляет минимум 226 мандатов. Если же учесть, что 50 «независимых» будут, скорее с регионами, чем с оппозицией и что сама оппозиция потеряет часть людей в виде «тушек», то после слова «победа» следовало бы поставить большой знак вопроса.
Ну и, наконец, главный вопрос - а зачем вам победа, что такого вы собираетесь делать именно вместе, как оппозиция, а не как отдельные партии, какова ваша общая цель? Автор не обнаружил ничего, что требовало бы такого совместного напряжения сил, кроме «закона об импичменте». То есть, нужно принять такой закон, чтобы прогнать нынешнюю власть. Однако, те, кто читал хотя бы в детстве нашу конституцию, прекрасно знают, что процедура импичмента описывается не только законом, но и этим удивительным документом. И процедура эта — вне зависимости от всяческих законов, которые может принять Рада, такова, что по ней можно отправить в отставку разве что человека, публично поедающего своих собратьев. Попросту говоря, даже если Рада примет такой закон, устранить Януковича (и вообще говоря, любого, какого бы то ни было президента) у нее не получится, пока действует нынешняя конституция.
В общем, все это выглядит как-то странно. Но в любом случае, выходит, что вся повестка дня парламентских выборов диктуется...приближением выборов президентских. И в этом смысле, «победа» действительно есть и состоит она в том, что лидеры оппозиции просто попали в парламент, который они рассчитывают использовать для будущих президентских выборов. Этот нехитрый смысл, великолепно отразился в поведении оппозиции в вопросе признания выборов. Если бы ее целью была борьба с властью, оппозиция воспользовалась бы возможностью создать политический кризис. Кризисы, как известно, всегда работают против власти. Но, конечно этого не случилось. Гарантированное место под солнцем гораздо ценнее туманных личных перспектив в случае новых выборов.
Все это пишется для того, чтобы было понятно, что деятельность новой Рады будет определяться не противостоянием «регионалы против оппозиции», она будет определяться тем, кто же получит больше всего шансов выйти во второй тур с Януковичем в 2015 году.
И здесь очень важно понимать, что главной особенностью представителей нынешней власти, является то, что они, похоже, не способны трансформироваться. Вся их система завязана на личных обязательствах, а не на неких общих правилах поведения. Поэтому они могут «взять власть» только все вместе, лишь в самой необходимой степени изменив конфигурацию внутренних взаимоотношений.
Безусловно, это очень серьезная проблема для страны. Ибо она означает, что «регионалы» будут бороться за власть всеми доступными способами.
Разумеется, они понимают, что Янукович к 2015 году вряд ли станет настолько популярен, что легко выиграет президентские выборы. Поэтому, к этому моменту должны быть предприняты (или недопущены) некоторые шаги. Кроме того, очень важно, чтобы парламент обладал той «гибкостью», которую придает ему мажоритарная составляющая. Когда твердого большинства нет ни у кого, власти значительно легче силой формировать ситуативное большинство для принятия тех или иных законов.
Скорее всего, ближайшую деятельность Рады будут определять такие сюжеты.
Во-первых, новая конституция и последующее избрание президента в парламенте. Это, так сказать, шаг отчаяния — если выборы нельзя выиграть, их надо отменить. Вероятность того, что затея увенчается успехом пока что выглядит незначительной. В этом вопросе оппозиция действительно может быть единой, так как речь идет не об усилении полномочий президента, как института, а о лишении оппозиционных политиков всех и всяческих перспектив. Трудно пока что представить, как именно «регионалы» могут набрать 300 голосов для такого проекта. Однако, попытки, наверное, будут предприняты, хотя бы с целью попугать и выторговать что-то взамен.
Во-вторых, параллельно может развиваться сюжет «любимый оппозиционер президента», то есть, план вывода во второй тур такого кандидата, у которого даже Янукович выиграет выборы. На эту роль пока что явно претендует Тягнибок.
Ну и, наконец, в-третьих, власти нужно что-то делать с Кличко, ибо, пока что именно он является наиболее популярным из всех оппозиционеров. Если все останется как есть, то никакой Тягнибок не помешает его выходу во второй тур и победе над Януковичем. Перспективы Кличка станут ясны в ближайшее время и будут зависеть от того, удастся ли ему, например, справиться с собственной фракцией и предотвратить появление «тушек».