Современные научные исследования и практика свидетельствуют, что эффективность деятельности государственных гражданских служащих во многом зависит от их знаний, практических навыков, опыта профессиональной деятельности и личностно-профессиональных качеств. При этом данные исследований показывают, что в структуре профессионализма государственного служащего знания составляют не более 17 %, на опыт приходится 43 % и 40 % - на его личностно-профессиональные характеристики.
Поэтому одним из основных направлений деятельности психологов Московской областной таможни является работа по подбору кадров, направленная на решение задач по целесообразному использованию кадрового потенциала, созданию действенного резерва кадров, стимулированию служебного роста, определение уровня профессиональных требований как к кандидатам при приеме на службу, так и должностных лиц при продвижении по службе. Ведь дать правильную оценку возможностей кандидата, сотрудника таможенных органов, используя современные методы оценки профессиональных и личностных качеств, – значит повысить кадровый потенциал организации и службы в целом.
Должностных лиц Московской областной таможни по интенсивности информационной и психоэмоциональной нагрузки относят к группе повышенного риска. Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, нужны не только специальные знания и навыки, но и высокий уровень развития профессионально значимых качеств. Как показывает практика работы, государственные служащие не всегда самостоятельно умеют адаптироваться к перегрузкам, не обладают достаточными навыками действий в экстремальных условиях, не владеют оптимальными приемами выхода из стрессовых ситуаций. Причинами этого являются: физические, психологические и моральные перегрузки на службе, отсутствие необходимой специальной профессионально-психологической подготовки.
Помочь устранить перечисленные проблемы может активная работа психологов. Психологическая работа в таможне – это целый комплекс мероприятий по поддержанию психического здоровья, самочувствия и работоспособности как отдельных специалистов таможенного дела в ходе их профессиональной деятельности, так и таможенного коллектива в целом. Важная роль отводится и психолого-педагогическому обучению должностных лиц таможни, обучению их специальным психологическим знаниям, приемам саморегуляции психического состояния, повышению общей психологической культуры. В том числе и обучение приемам и методам взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности и способам защиты при психологическом давлении, а также культуре общения должностных лиц с гражданами.
В этом году исполнилось 17 лет, как в таможенных органах существует психологическая служба. Модернизация таможенной системы требует нового подхода к организации работы с кадрами в целях наиболее эффективного использования потенциала должностных лиц. Всем понятно, что залог эффективности существования любой организации – в эффективности использования ресурсов, и в первую очередь человеческих. Любой руководитель заинтересован в достижении результата лучшими методами и с оптимальными затратами. Поэтому важно иметь такую систему управления персоналом, которая отвечала бы запросам сегодняшнего дня и давала бы самый высокий результат, то есть была бы оптимальной и эффективной.
Учитывая, что у каждого человека есть данные природой интеллектуальные и физические способности, которые предопределяют их профессиональные возможности - главное правильно их понять, развить и успешно реализовать, что требует от психологов таможни профессионализма, готовности откликнуться на разного уровня и содержания запросы руководителей и должностных лиц. Поэтому необходимость постоянно совершенствовать свои знания и навыки, «оттачивать» свое мастерство – одна из актуальных задач для психологов на ближайшие и последующие годы.