Пока я писала эту статью, европейские политики и руководители крупнейших мировых компаний собрались в Брюсселе, чтобы поговорить об Интернете вещей (Internet of Things). Как и ожидалось, это мероприятие под названием "Четвертая ежегодная конференция по Интернету вещей в Европе: формирование политики Европы в области Интернета до 2020 года" (The 4th Annual Internet of Things Europe: Shaping Europe's Future Internet Policy – The road to Horizon 2020)[1] собрало как никогда много влиятельных людей, ибо интерес к данной теме непрерывно растет.
Интернет вещей – новый этап развития Интернета. Его прорывной потенциал ничуть не меньше, чем у самой Всемирной паутины. Интеллектуальные метки и передовые методы оцифровки неодушевленных предметов, от велосипедов и бутылок до холодильников и автомобилей, и подключение этих предметов к Интернету позволит людям и организациям взаимодействовать с предметами новыми, невиданными способами. Предметы смогут общаться друг с другом, управлять друг другом, передавать и принимать информацию. Последствия всего этого обещают быть огромными и далеко идущими.
Один из организаторов упомянутой конференции, Роб ван Краненбург (Rob van Kranenburg), основатель европейского "мозгового центра" по обсуждению Интернета вещей, отметил, что в этот раз помимо генеральных директоров, главных технологов и инновационных лидеров из крупнейших технологических и телекоммуникационных компаний на конференцию приехало множество государственных деятелей из стран Европейского Союза. "Это отражает, – заявил он, – растущее понимание того, что Интернет вещей вызовет огромные перемены и повлияет на все, что нас окружает". По его мнению, наиболее подходящая аналогия – появление Интернета и браузеров, изменившее в последние двадцать лет все правила ведения бизнеса и поведения потребителей.
В нынешнем году конференция прошла в более интерактивном формате. "Интеллектуальный потенциал участников конференции очень велик, и нам захотелось воспользоваться им в полной мере", – говорит Роб ван Краненбург.
Каким же образом, по мнению Краненбурга, Интернет вещей изменит наш мир? "Для меня это не что иное как онтологический сдвиг, меняющий саму суть "вещей" и их взаимоотношений, – говорит он. – Мы живем в мире реального времени, где больше нет ничего постоянного. Проблема в том, что для этого мира у нас почти нет подходящих инструментов".
Ситуацию пытается изменить, в частности, глобальная компания EVRYTHNG, зарегистрированная в Великобритании и занимающаяся разработкой программного обеспечения. Вместо того, чтобы ждать разработки сложнейших технических решений, она создает подключенные продукты уже сегодня. С помощью смартфонов и простых двухмерных штрих-кодов EVRYTHNG присваивает обычным вещам уникальные идентификаторы и обеспечивает их присутствие в сети.
Один из ее наиболее продвинутых заказчиков – Diageo, международный поставщик алкогольных напитков высшего качества со штаб-квартирой в Лондоне. Вместе с компанией EVRYTHNG он разработал уникальную идентификацию для каждой единицы своего продукта. И теперь, например, когда человек покупает бутылку виски в подарок, ему предлагается создать персонализированное онлайн-видеосообщение. Для активации сообщения получателю достаточно навести смартфон на нанесенный на бутылку штриховой код,.
Это новшество помогло Diageo выделиться на рынке и установить беспрецедентную обратную связь с покупателями (раньше компания не имела никаких данных о том, кому достаются ее продукты, покинув магазинные полки).
Один из основателей компании EVRYTHNG Энди Хобсбоум (Andy Hobsbawm) уверен, что она – одна из немногих организаций, уже научившихся зарабатывать на Интернете вещей благодаря тому, что научилась пользоваться повсеместно распространенными технологиями. "Меня часто спрашивают: сколько времени пройдет, прежде чем города, дороги, здания и продукты начнут поддерживать прямую связь с Интернетом, порождая новую волну приложений и услуг, способных полностью изменить нашу жизнь? Я полагаю, что мы увидим, как это начнет приобретать черты мейнстрима еще до конца текущего десятилетия, – говорит он. – Но зачем ждать, когда это произойдет? Я ждать не желаю. Можно без конца теоретизировать на эту тему, но, по-моему, куда лучше разрабатывать практические решения и смотреть, как они работают".
По мнению Хобсбоума, первые экспериментальные решения, внедренные в компании Diageo, принесли весьма серьезные результаты. "Летом генеральный директор Diageo упомянул новую технологию в своем аналитическом отчете, а это весьма немаловажно для международной компании, – заметил Хобсбоум, добавив, что в Diageo уже дан "зеленый свет" дальнейшему развертыванию программного обеспечения EVRYTHNG. – Пока еще рано говорить о конкретных цифрах, но объем продаж Diageo вырос в полном соответствии с ожиданиями, а это значит, что компания на самом деле стала работать по-новому".
Компания EVRYTHNG планирует также снабжать персонализированной цифровой информацией лекарства и бытовую технику. "Если я торгую велосипедами, хорошо бы заодно поставлять сведения о близлежащих маршрутах и карты, – рассуждает Энди Хобсбоум. – Как только тот или иной продукт получит свой индивидуальный цифровой профиль, подобный страничке в Фейсбуке, туда можно будет выкладывать любую информацию".
Еще более совершенное проявление Интернета вещей– связь между машинами (M2M) с помощью SMS. В Европе эту технологию уже используют в сельском хозяйстве для слежения в реальном времени за перемещениями крупного рогатого скота. Такая технология была разработана французской компанией Medria Technologies (специализируется на мониторинге) и германским телекоммуникационным гигантом Deutsche Telekom. Помимо слежения за перемещением скота, фермеры получают автоматические уведомления о начале отела и о готовности животных к спариванию.
В стойлах и в поле устанавливаются снабженные SIM-картами устройства для связи M2M, а к животным прикрепляются специальные датчики, собирающие информацию и передающие ее на устройство сбора данных. Это устройство немедленно отправляет фермеру нужную информацию с помощью SMS. В результате больше не нужно целыми ночами ждать в стойле отела коровы. Теперь фермер появляется хлеве в то самое время, когда теленок готов появиться на свет. Кроме того, скотовод не упустит тот момент, когда корова будет готова к осеменению. В результате повышается плодовитость стада, а фермер получает больше прибыли, не тратя, как раньше, столько сил и нервов. За данными о состоянии животных можно следить не только через SMS, но и в онлайновом режиме через канал M2M GPRS, связывающий системы мониторинга с центром обработки данных Medria. В Европе приложением Medria M2M уже пользуются около 4 000 ферм.
Но и это еще не все. По подсчетам Центра компетенции Deutsche Telekom M2M, уже сегодня более 100 миллионов торговых автоматов, автомобилей, датчиков пожарной сигнализации и прочих устройств обмениваются информацией в автоматическом режиме, причем, как считают аналитики из компании Berg Insight, к 2016 году количество таких устройств возрастет до 360 миллионов. Уже сегодня фотокопировальные машины с модулем M2M могут автоматически заказывать новые картриджи и бумагу, а также вызывать в случае поломки технического специалиста, сообщая ему при этом, какие запчасти надо захватить с собой.
Быстро становится реальностью и подключенный автомобиль. Европейский Союз постановил, что с 2015 года все новые автомобильные двигатели должны будут в обязательном порядке оснащаться автоматической системой вызова аварийно-спасательных служб на случай дорожного инцидента. Компании Deutsche Telekom и BMW уже испытывают эту технологию в Германии. Кроме того, они заключили соглашение с германским дизайнером мотоциклетных шлемов Schuberth о встраивании такой же технологии в шлемы.
Важнейшее условие полного раскрытия потенциала Интернета вещей – принятие общих коммуникационных стандартов (этот вопрос обсуждался на конференции в Брюсселе). Для стандартизации связи M2M компании Deutsche Telekom, Orange и TeliaSonera заключили альянс под названием Global M2M Association (GMA).
На конференции обсуждалось также влияние Интернета вещей на общество в целом. Эта тема особенно близка Робу ван Кроненбургу. По его мнению, открытость платформ и готовность к обмену данными расширят возможности аренды услуг и позволят перейти от принципа индивидуального владения к более демократичному принципу совместного владения ресурсами. Суть этой теории изложена на странице http://2renaissance.org/1-motivation/.
Вопросов возникает много. Достаточно взять, например, юридические аспекты технологий, не дающих водителю возможности приближаться к другим автомобилям на опасное расстояние. "А если столкновение все же произойдет, – расуждает Энди Хобсбоум, – чья тут будет вина: водителя, производителя автомобиля, разработчика сенсорного устройства или оператора связи?"
[1] Состоялось 12-13 ноября 2012 года.