Участники встречи обсудили механизмы кластерной политики в России. В первую очередь, речь шла о финансировании приоритетных направлений развития кластеров – как на федеральном уровне, так и при участии региональных бюджетов. В частности, обсуждалась необходимость принятия региональных программ развития пилотных территориальных кластеров. В связи с этим прозвучало предложение о передачи региональным органам власти полномочий по перераспределению субсидий между направлениями поддержки кластеров.
Отдельное внимание участниками мероприятия было уделено существующим программам развития малого и среднего предпринимательства (МСП), как эффективным механизмам поддержки региональных центров кластерного развития. В настоящее время на данные цели в рамках указанных программ уже выделяется порядка 2 млрд руб. Однако для повышения их результативности региональные власти должны подключиться к финансированию направлений МСП, входящих в состав кластеров. При этом во избежание спорных моментов между различными направлениями поддержки МСП внутри регионов выделяемые средства должны быть сверхлимитными.
На встрече также было высказано мнение, что дополнительными источниками софинансирования программ развития кластеров могут выступить соответствующие федеральные целевые программы (если кластеры будут отнесены к приоритетным направлениям) и федеральная адресная инвестиционная программа (внепрограммная часть).
Кроме того, участники круглого стола проанализировали зарубежный опыт кластерной политики. В связи со своеобразием социально-экономических предпосылок кластеры в России значительно отличаются от иностранных аналогов. Как отметил в своем выступлении заместитель декана Гарвардской бизнес-школы Кристиан Кетелс, если в зарубежных странах изначально динамичное развитие территориально локализованных компаний привлекало к себе внимание политиков, то в России, напротив, инициатива создания кластеров чаще идет сверху.
В свою очередь, начальник отдела Департамента инновационного развития Минэкономразвития РФ Владислав Тарасенко предложил классификацию кластеров, созданных на территории России:
1) основанные на бывших советских территориально-производственных комплексах;
2) основанные на центрах кластерного развития;
3) созданные при отсутствии инициативы сверху.
При этом очевидно, что способы дальнейшего развития кластеров должны выбираться исходя из типа кластеризации. Так, например, основанные по второму типу кластеры, существующие на сегодняшний день в Калужской, Томской и Новосибирской областях, напоминают опыт создания кластеров Тайваня. Соответственно, и в их развитии могут быть использованы схожие механизмы - управление инновационным циклом с использованием элементов прогнозирования.
Таким образом, поступательное движение, заданное грамотным сочетанием собственного и зарубежного опыта, должно сформировать в России кластерные центры, соответствующие современному мировому уровню.