Регулирование трансфертного ценообразования – это принятый во всем мире механизм контроля объективности уровня цен при осуществлении операций между юридическими лицами, связанными общими бизнес-интересами и находящимися в разных налоговых юрисдикциях. Основная цель применения данного механизма – предотвращение уклонения бизнеса от уплаты налогов.
Украинская аграрная ассоциация провела ряд обсуждений законопроекта, инициированного Кабинетом Министров Украины, с украинскими компаниями, работающими на рынке АПК, по результатам которых подготовила комментарии и предложения по внесению изменений в законопроект и направила их в Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики. Текст предложений размещен на сайте Ассоциации.
Как отмечает Глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар, законопроект о трансфертном ценообразовании в его сегодняшней редакции содержит ряд рисков для украинских аграриев. Основные проблемы законопроекта с точки зрения УАА:
1. Ручной контроль над ценами. Переходные положения законопроекта предоставляют возможность Кабинету Министров устанавливать индикативные цены и, фактически, регулировать цены в ручном режиме на важнейшие экспортные позиции, в том числе на зерновые культуры. При таких условиях создается возможность фактического блокирования экспорта сельхозпродукции. Урожай может просто сгнить на полях.
2. Возникновение дополнительных рисков при заключении форвардных контрактов. При подписании форвардных контрактов за основу берется рыночная цена, актуальная на дату подписания договора, а не на дату фактической поставки товара. Поскольку применение таких контрактов отдельно не прописано в законопроекте, налоговики получают возможность считать объективными цены, сложившиеся на день поставки, а не на день заключения контракта, и доначислять налоги на разницу. Такая норма заставит зернотрейдеров отказаться от заключения форвардных контрактов, в то время, как отмечает Министерство аграрной политики и продовольствия Украины, только в 2013 году на посевную аграриям не хватает 8 млрд грн. В результате площадь посевов и урожай зерновых в Украине уменьшится.
3. Излишний контроль внутри страны. Принципы трансфертного ценообразования, прописанные в законопроекте, искажают его суть и не соответствуют мировой практике, согласно которой, трансфертное ценообразование имеет место исключительно при наличии одновременно следующих условий:
1) цена сделки не соответствует обычной;
2) наличие контроля над операцией через связанных лиц;
3) стороны операции находятся в разных юрисдикциях.
В украинском варианте законопроекта контролирующим органам достаточно лишь наличия одного из этих условий. Контроль над операциями в пределах Украины не только приведет к подаче аграриями огромного количества отчетов, но и не будет иметь экономического смысла, поскольку занижение доходов (и, соответственно, налогов) одного лица автоматически приведет к завышению доходов и налогов другого лица. В общем объеме государство получит такую же сумму налоговых поступлений, как и в случаях, если такое занижение не проводилось.
4. Внешнеэкономические операции. Закон автоматически распространяет норму о контролируемых операциях на внешнеэкономические операции с резидентами стран, в которых ставка корпоративного налога на 5% меньше или больше, чем в Украине, независимо от того, связаны ли эти лица между собой. В результате с 2014 года контролируемыми будут признаваться операции с такими странами: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Кипр, Болгария, Венгрия, Гибралтар, Кыргызстан, Македония, Парагвай, Катар, Черногория, Узбекистан, Швейцария, Туркменистан, Нидерланды, Великобритания, Панама, Гонконг, Мальта и Новая Зеландия. Это означает, что покупатели украинского зерна из этих стран должны будут предоставлять украинским контролирующим органам документы о ставке налога, который они платят. Такая норма уменьшит количество желающих покупать зерно в Украине и негативно отразится на конкурентоспособности украинских экспортеров.
5. Отсутствие четко прописанных процедур и бумажные завалы. В законопроекте не прописана процедура допуска налоговиков к проведению проверки контролируемой операции. Это создаст возможность противозаконного вмешательства в деятельность налогоплательщика со стороны налоговиков.
Законопроект, давая возможность крупным налогоплательщикам согласовать цены в контролируемых сделках с налоговой службой, четко не прописывает порядок и процедуру такого согласования, в частности, срок рассмотрения заявления крупного плательщика об инициировании процедуры, а также максимальную продолжительность этой процедуры.
Кроме того, требование о необходимости подачи копий первичных документов, подтверждающих осуществление контролируемой операции, на практике создаст чрезмерную нагрузку не только на налогоплательщиков, но и на налоговую службу, которая будет вынуждена выделить дополнительные помещения для хранения документов, и, соответственно, создать новые рабочие места. И это уже не говоря о том, что такое требование противоречит Руководящим принципам трансфертного ценообразования для многонациональных предприятий и налоговых администраций ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) на которые, в идеале, и должны были ориентироваться авторы законопроекта.