Сотрудники, работающие на дому от одного до трех дней в неделю (так называемые "полунадомные работники"), работают продуктивнее тех, кто совсем или практически совсем не работает дома. Об этом говорят результаты исследования[1], проведенного в сентябре 2013 года по заказу компании Cisco Институтом широкополосного общества при Мельбурнском университете и Новозеландским институтом по исследованию труда, действующим в составе Оклендского технологического университета (AUT).
В ходе исследования были опрошены 1 827 сотрудников 50 компаний различного рода деятельности и размера, а также ряда организаций Австралии и Новой Зеландии. В том числе были проведены около 100 подробных бесед с менеджерами. Исследователи установили, что, по мнению надомных работников, гибкий график труда позволяет работать более продуктивно и лучше выполнять служебные обязанности. А по мнению менеджеров, надомные сотрудники действительно работают лучше и меньше отлынивают от работы. Приводим основные результаты исследования.
Надомные работники демонстрируют более высокие производительность и удовлетворенность своей работой
71 процент опрошенных сотрудников считает, что надомная работа положительно влияет на общее отношение к труду и уменьшает текучесть кадров. Наибольшой рост производительности – до 12 процентов – показывают так называемые "полунадомные работники" (hybrid teleworkers), что заметно увеличивает результаты работы компании.
73 процента респондентов заявили: надомная работа – именно то, чем они хотели бы заниматься. И лишь 4 процента опрошенных считают, что надомная работа затрудняет общение и сотрудничество с коллегами.
Надомная работа стала правилом, а не исключением. Особую популярность приобрела "полунадомная работа".
89 процентов опрошенных работают дома не менее часа в неделю. В среднем в течение рабочей недели сотрудник работает дома 13 часов.
35 процентов сотрудников работают дома мало – менее восьми часов в неделю. 38 процентов опрошенных можно отнести к числу "полунадомных работников" (1-3 дня надомной работы в неделю), и лишь 16 процентов работает дома более трех дней в неделю.
85 процентов сотрудников, работающих за пределами офиса, работает именно дома. При этом у 77 процентов сохраняется рабочее место в офисе с выделенным персональным компьютером.
Важнейшие условия успешной надомной работы: доверие, четкое управление и использование правильных технологий. При этом организации должны оказывать надомным работникам бОльшую поддержку и лучше структурировать их работу
70 процентов опрошенных утверждают, что руководители доверяют им в вопросах повышения производительности труда и совершенствования результатов работы в удаленном режиме.
47 процентов опрошенных заявили, что работодатель или менеджер знает об их работе на дому, но при этом в компании нет официальных правил или соглашений на сей счет.
Менее половины опрошенных обучались тем или иным аспектам надомной работы (управлению надомными сотрудниками, поддержанию здоровой и безопасной рабочей среды в соответствии с законодательными требованиями, эффективному использованию технологии для связи с коллегами и рабочими системами на требуемом уровне информационной безопасности).
Большинство менеджеров заявили о желании пройти дополнительное обучение по вопросам управления удаленными сотрудниками и содействия надомным работникам в создании домашних офисов.
" Неофициально преимущества надомной работы и гибких рабочих графиков признаются уже давно, – говорит директор Новозеландского института по исследованию труда Тим Бентли (Tim Bentley). – Но в результате исследования, проведенного в Австралии и Новой Зеландии, мы впервые получили количественную оценку преимуществ надомной работы. Исследование показало более высокую производительность труда надомных и особенно "полунадомных" сотрудников. Кроме того, мы обнаружили, что с помощью надомной работы организации могли бы значительно сократить свои расходы. К сожалению, пока большинство организаций не проводит оценку возможного положительного влияния надомной работы на корпоративную культуру и на сокращение расходов, связанных с арендой и содержанием рабочих помещений".
"Растущее применение цифровых технологий радикальным образом меняет методы работы и рабочие места, – отмечает сотрудница Института широкополосного общества при Мельбурнском университете Рашель Босуа (Rachelle Bosua). – В результате возникли уникальные проблемы в том, что касается эффективного управления сотрудниками нового поколения и измерения их производительности. Наше исследование подтвердило, что гибкие графики работы помогают руководителям создавать более удобные условия для сотрудников, повышать производительность труда, увеличивать удовлетворенность персонала и удерживать талантливых специалистов".
"Мы давно поняли преимущества гибких рабочих графиков, позволяющих сотрудникам работать за пределами офиса, в том числе на дому, – заявил генеральный менеджер компании Cisco по работе с государственными учреждениями Австралии и Новой Зеландии Тим Фосетт (Tim Fawcett). – Проведенное исследование подтвердило, что с помощью гибких графиков работы малые, средние и крупные компании, а также госучреждения могут существенно увеличить производительность труда, причем в поддающихся измерению величинах".
Уместно отметить, что в ноябре 2012 года по инициативе правительств Австралии и Новой Зеландии в этих странах при поддержке компании Cisco были проведены общенациональные «Недели удаленной работы» с целью привлечь внимание населения к преимуществам работы на дому. Правительство Австралии рассчитывает к 2020 году удвоить число удаленных работников, доведя их долю по крайней мере до 12% трудоспособного населения, т.е. приблизительно до уровня США, где в 2010 году президент страны подписал закон об удаленной работе (Telework Enhancement Act), наделяющий государственных служащих правом работать дома. Осуществлению этих планов австралийских властей способствует национальная программа строительства широкополосной сети, которая охватит территорию всей страны, обеспечив компаниям, желающим использовать преимущества удаленной работы, высокоскоростной канал передачи данных для совместной работы и организации видеоконференций высокой четкости.
Помимо сугубо экономической выгоды (за счет увеличения производительности труда и сокращения затрат на аренду офисов), правительства Австралии и Новой Зеландии связывают рост численности удаленных работников с надеждами на улучшение семейных отношений[2] и снижение вредного воздействия на окружающую среду, прежде всего, за счет хотя бы частичного рассасывания автомобильных пробок. По подсчетам Департамента транспорта и региональной экономики Австралии, к 2020 году устранение заторов уличного движения может принести ежегодную экономию в 20,4 млрд долл. США.
Остается добавить, что, согласно данным исследования, опубликованного на странице http://www.globalworkplaceanalytics.com/telecommuting-statistics, Соединенные Штаты Америки могли бы ежегодно экономить более 700 млрд долларов, если те граждане этой страны, кто в состоянии работать на дому без ущерба для своих служебных обязанностей, могли бы делать это хотя бы половину своего рабочего времени. При этом компании могли бы ежегодно экономить на каждом своем сотруднике 11 тысяч долларов, каждый надомный работник экономил бы от 2 до 7 тысяч долларов в год, США могли бы сократить потребление нефти в размерах, превышающих 37% импорта нефти из стран Персидского залива, а загрязнение атмосферы парниковыми газами уменьшилось бы так, словно все работоспособное население Нью-Йорка вдруг перестало пользоваться автомобильным транспортом.
[1] Полностью опубликовано на странице www.workresearch.aut.ac.nz.
[2] По данным Австралийского бюро статистики, к 2012 г. основную часть удаленных работников в этой стране сейчас составили женщины 25–44 лет с детьми.